Отражение истории северных хантов в их фольклорном наследии

Устная культурная традиция нижнеобских угров донесла до нас массу легенд, фиксировавших, пусть подчас в полуфантастической форме, образование их групп, переселявшихся на север. В частности, отразились миграции хантов, их боевые столкновения между собой и с самодийцами.

Последнее настолько выражено, что Приобье начинает ассоциироваться с ареной непрерывного противостояния. Естественно, это не так. Просто наиболее яркие и значимые моменты были зафиксированы фольклором, и как это часто бывает (ведь и сегодня так же, по сути), вся история предстала историей вооружённой борьбы и приготовлений к ней.
Общепринятым мнением в культуре северных хантов является то, что раньше на той же территории проживали самодийцы, вытесненные «лесным народом» (ур ёх), которые были потеснены оттуда предками угров, именуемыми мось ёх. Борьба эта была долгой и упорной. Но самодийцы в ней не устояли и частично бежали, частью же оказались этнически поглощены. Однако и потом спокойствия не прибавилось, северные угры оказались перед необходимостью бороться против южной и западной ветви. Сообщения о мирных переселениях вполне соответствуют этой канве событий, ибо, по крайней мере, направления миграции совпадают. В то же время, фольклор слишком размыт, чтобы дать сколько-нибудь чёткую датировку того или иного события. Даже простая последовательность во времени устанавливается косвенно, по сопоставлению с известными историческими процессами, по указаниям на легендарную древность либо по тому, какой сюжет носит главную, а какой подчинённую роль.
Что касается лесного народа, то одним из основных видов его хозяйственной деятельности хантский фольклор называет охоту на оленей. Сначала, судя по тем же устным источникам, при движении на север угры встретились именно с охотничьим населением, а чуть позже, в тундре – застали начало систематического оленеводства.
Противостояние пришельцев и местных жителей было не только долгим, но и предельно ожесточённым, борьба за территорию вынуждала уничтожать всех доступных врагов без различия, даже если они были стопроцентными некомбатантами. Но сопротивление ур ёх в итоге оказалось переломлено, и лишь немногие их потомки жили вдоль реки Куноват до девятнадцатого века. Часть местных топонимов упоминает слово «война», и даже прямо указывает иногда – «война с ненцами». Аборигены, уже оттеснённые на север, создали развитую систему оленеводческого хозяйства, которая по производительности и маневренности достигла высокого уровня, что и дало им возможность не быть сокрушёнными до конца.